МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17 Им.П.И.Глущенко УТВЕРЖДАЮ И.о.директора МБОУ СОШ№17 __________А.А.Минка 30.08.2024г ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пояснительная записка к плану ФГОС ООО на 2024-2025 учебный год 5-9 классы Внеурочная деятельность в контексте освоения ООП направляется на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов посредством расширения культурной, предметной и информационной среды. Соответственно, внеурочная деятельность должна осуществляется в разрезе комплексного подхода, а не по отдельным направлениям. План внеурочной деятельности разработан на основе: I. Нормативно-правовая база: 1. Закон РФ «Об образовании» (ст.9, ст. 14, ст.32). 2. Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/1 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении». 3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16). 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). 5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897). 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241об изменениях, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.10.2010 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 1 8. Приложение к письму Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей». 9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» 10.Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению и понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» 11.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики КК, от 28.06.2019 г. № 47-13-12-255\18 «Об обучении основам экономической грамотности в 2019-2020 учебном году». 12.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики КК, от17.05.2019 года № 47-13-9401\18 «О введении обучении шахматам в ОО в 2019-2020 учебном году» 13.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики КК, от 12.7.2019 г.№ 47-01-13-13907\19 «О формировании учебных планов ОО КК на 2020-2021 уч.год» 14.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики КК, от18.07.2016 г.№ 47-12537\16-11 «О совершенствовании работы по обучению и воспитанию на основе историко- культурных традиций кубанского казачества» 15.Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики КК, от 14.07. 2017 г. № 47-13507\17 -11 «Об организации внеурочной деятельности в ОО КК» 16 Письмом Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». 17.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для образовательных организаций Краснодарского края по организации обучения шахматам в I–IV классах в 2021-2022 учебном году. План внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов усвоения обучающимися НОО, Основной образовательной программы основного общего образования и отражает запросы участников образовательного процесса. II. Приоритетами при формировании плана внеурочной деятельности являются: план внеурочной деятельности является одним из основных организационных механизмов реализацииосновной общеобразовательной программы; план внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности; план внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности для каждого класса на ступени основного общего образования до 1750 ч. за пять лет обучения, то есть не более 10 2 часов в неделю на класс (количество часов на одного обучающегося определяется его выбором); внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей (законных представителей) (спортивно-оздоровительное, социальное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное). внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, проектную деятельность и др.; внеурочная деятельность соответствует целям, принципам, ценностям, отражённым в основной образовательной программе основного общего образования; внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО рассматривается как процесс взаимодействия педагогов и обучающихся в ходе образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно - урочной, и направленной на достижение планируемых результатов усвоения ООП ООО МБОУ ООШ № 17. Цель: создание эффективных условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников 5-9 классов в процессе организации внеурочной деятельности. Задачи: - выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности; - оказание помощи в поисках «себя», путем предоставления широкого спектра элективных курсов, кружков, секций; - создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности; - формирование системы компетенций в избранном направлении деятельности; - развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; - создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; - развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; - расширение рамок общения с социумом; - достижение личностных и метапредметных результатов. III. Формы оценки Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях: - представление коллективного результата группы обучающихся; - индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; - качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся. Для учета достижений учащихся во внеурочной деятельности в школе используют: – портфолио учащегося; – опросы, анкетирование и самооценку учащихся по итогам выполняемых заданий; 3 – педагогическое наблюдение. Портфолио может использоваться в качестве дневника личных достижений детей для оценивания результатов внеурочной деятельности наряду с привычными психологопедагогическими инструментами. Допускается использование как цифрового, так и портфолио, оформленного в традиционном бумажном варианте. Роль учебных проектов. Проектная деятельность теперь является одной из самых эффективных форм реализации программы (плана) внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности. Помогать школьникам в реализации проектов могут не только школьные педагоги, но и специалисты учреждений культуры и спорта, организаций допобразования. Программа внеурочной деятельности Форма аттестации Спортивно-оздоровительное направление Казачий строй Зачёт, соревнование Краеведческий туризм Зачёт, соревнование Духовно-нравственное направление Тестирование Тестирование социальное направление Безопасные дороги Кубани Тестирование Финансовая грамотность Тестирование Россия – мои горизонты Проектная работа, тестирование Разговор о важном Тестирование Юнармия Зачет Общеинтеллектуальное направление Я исследователь Кубановедение Читаем, решаем, живем Тестирование Тестирование Тестирование 4 (читательская, математическая грамотность и естественно- научная) Мир математики Тестирование Русская словесность Презентация проекта (мини-проект) В мире обществознания Тестирование Занимательная география Тестирование Общекультурное направление История и современность кубанского казачества зачёт Лейся песня IV. Планируемые результаты Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет 5 свидетельствовать об эффективности работы по реализации модели внеурочной деятельности. К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены: личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; ценностносмысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку учащихся, улучшить условия для развития ребенка, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а именно: духовно-нравственное — сформированность УУД — ученик осознает и принимает морально-этические ценности, сравнивает с ними свои поступки и планирует в соответствии с ними свою дальнейшую жизнь; физкультурно-оздоровительное — сформированность основ экологической культуры и ЗОЖ — школьник демонстрирует культуру здорового образа жизни в социуме и образовательной среде; социальное — отношение к труду (учащиеся осваивают общественно-полезный и ручной труд, проявляя уважение к любому его проявлению), волонтерский и опыт участия в социальных проектах, наличие гражданской позиции (участие в школьном самоуправлении, владение общественно-политической терминологией, непринятие дискриминации, идеологии экстремизма), социально-культурный опыт (соблюдение правил языковой культуры, знакомство с мировым художественным наследием, развитие эстетического сознания); общеинтеллектуальное — готовность выбрать профессию и продолжать образование — принятие собственных профессиональных склонностей, реализация проектов по выбранному профилю, опыт углубленного изучения профильных дисциплин; общекультурное — готовность и способность к саморазвитию — принятие моральных норм, этнических традиций. Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр. Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио — накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. На общешкольном празднике объявляются результаты и награждаются обучающиеся по отдельным направлениям внеурочной деятельности. Для оценки эффективности деятельности школы по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Для представления 6 результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др. V. Формы организации внеурочной деятельности Направление Формы Спортивнооздоровительное Экскурсии, физкультминутки, тематические учения и тренировки, занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, беседы, соревнования, подвижные игры, организация походов, «Дней здоровья», внутришкольных спортивных соревнований, проведение выставок рисунков по охране здоровья, проведение летней оздоровительной кампании, проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. Социальное Беседы, предметные недели, проектная деятельность, выпуск школьной газеты, благотворительные акции, встречи с ветеранами, уроки мужества, рисование, проведение субботников, экологических акций, разведение комнатных растений, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур), проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел. Общеинтеллектуальное Интеллектуальные игры, квесты, викторины, диспуты, проектная и исследовательская деятельность, предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы Образовательные результаты учащихся в соответствии с ФГОС основного общего образования Целостное представление о культуре здорового образа жизни. Опыт планирования и соблюдения режима дня. Первичные умения физической саморегуляции Опыт конструктивной коммуникации; первичные представления о правовом обществе. Опыт гражданской рефлексии в рамках социальных практик Сформированные универсальные учебные действия. Опыт познавательной рефлексии, учебной самоорганизации. Развитые навыки самооценки 7 Духовно-нравственное Беседы, проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. Опыт морального выбора; освоение нравственных норм и ценностей Общекультурное Беседы, экскурсии, посещение концертов, выставок, театров, творческие проекты, выставки детских рисунков и поделок учащихся, организация выездных дней театра, проведение тематических классных часов по этикету, проведение театрализованных представлений на школьных праздниках, украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. Опыт эмоциональноценностного отношения к предметам искусства, достояниям мировой культуры. Внеурочная деятельность реализуется: 1. По месту проведения (только в 9 классе в субботу): с целью подготовки учащихся к итоговой аттестации • в классе группами; • в классе индивидуально; • на базе учреждений дополнительного образования, культуры, организаций и предприятий. 2.По времени: • во второй половине дня; • во время каникул. ИНТЕНСИВАМИ VI. Продолжительность внеурочных занятий для учеников 5-9 классов Вид деятельности Максимальная продолжительность занятий, класс Обычное занятие в классе 5 6 Не менее 45 минут 7 8 Чтение, музыкальные занятия, Не более 1,5 часов в день рисование, лепка, рукоделие, тихие игры Просмотры телепередач и До 1,5 часов в день не чаще 2 раз в неделю кинофильмов Дистанционные занятия Два занятия в день до Два занятия в день 30 минут за занятие до 35 минут за занятие 9 Три занятия в день до 35 минут за занятие 8 VII. Время, отведённое на внеурочную деятельность по классам Направления Спортивнооздоровительное Социальное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Общекультурное ИТОГО часов Количество часов, классы 5 6 7 8 9 0 1 1 0 1 2 7 1 0 10 2 3.5 2 1 10 3 3 2 1 10 3 5 1 1 10 3 5 1 0 10 VIII. Формы взаимодействия Сетевая форма деятельности. Образовательное учреждение может использовать ресурсы организаций физической культуры, науки, здравоохранения, культуры и допобразования, оформив с ними соответствующий договор. В отличие от реализации ООП, учреждения дополнительного образования можно использовать для проведения практикумов, семинаров, мастер-классов и встреч. Значение дополнительных занятий. Если долгое время дополнительные занятия были вне парадигмы внеурочной деятельности, то отныне те внешние и школьные допзанятия, которые совпадают с планируемыми результатами дополнительной образовательной программы и рабочей программы внеурочной деятельности, могут засчитываться как внеурочка. IX. Ресурсное обеспечение 1. Кадровое обеспечение Занятия проводят учителя-предметники., педагог-психолог, классные руководители.Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности. 2. Материально-техническое обеспечение Для организации внеурочной деятельности школа располагает: – наборами иллюстраций по каждому направлению внеурочной деятельности, настольными играми, художественной литературой; – спортивным залом со спортивным инвентарем для младших школьников; – актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой; – кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенной к локальной сети Интернет. В кабинетах имеются комплекты экранно-звуковой аппаратуры(экран, стерео-колонки, ноутбук, мультимедийный проектор) 9 3. Финансовое обеспечение Финансовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основной образовательной программы основного общего образования. 10 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол №1 от «30» августа 2024 г. директора МБОУ ООШ № 17 ________________ А.А.Минка Таблица-сетка часов внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 17 для 5-9 классов, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год Направления Внеурочная деятельность 5 Спортивно-оздоровительное Социальное Общеинтелектуальное Классы 6 7 8 1 1 0,5 0,5 0.5 0,5 1 1 1 1 Казачий строй Краеведческий туризм Уроки мужества Россия –мои горизонты 1 1 Разговор о важном 1 1 1 1 1 Функциональная грамотность. Учимся для жизни Кубановедение Я исследователь Занимательная информатика Занимательная география 3 2 2 1 1 0,5 1 1 1 1 1 1 Мир математики 1 1 Русская словесность Общекультурное Итого 0,5 0,5 1 1 Практикум по геометрии Духовно-нравственное 9 зам. директо ра по ВР Минка М 0.5 Разговор о правильном питании В мире обществознания 0,5 Финансовая математика 0,5 0,5 0,5 Семьеведение ОПК История и современность кубанского казачества Лейся песня 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 10 10 1 1 1 10 10 11