муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 имени П.И.Глущенко Подписано цифровой подписью: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 имени П.И.Глущенко Дата: 2021.05.03 01:25:33 +03'00' Положение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №17 о библиотеке 1.Общие положения 1.1. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование библиотечноинформационными ресурсами. 1.2. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.3. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения. 1.4. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 1.5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и Правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения. 1.6. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 1.7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. 2. Основные задачи библиотеки 2.1. Обеспечить участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователей) - доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (СД диски); коммуникативном и иных носителях. 2.2. Участвует в воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 2.3. Участвует в формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 2.4. Участвует в совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3. Основные функции 3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения: •комплектует фонд учебной, художественной, научной, справочной, педагогической и научно-популярной литературы на различных носителях информации; • осуществляет размещение, организацию и сохранность литературы. 3.2. Создает информационную продукцию: • осуществляет аналитическую переработку информации; • ведет справочно-библиографическую работу: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения; • разрабатывает библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); •обеспечивает информирование пользователей о литературе. 3.3. Осуществляет библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; • создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения); • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; • содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, СД - дисков, презентации развивающих компьютерных игр); • руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии); 3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; • содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; • создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; • организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; • осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом; • поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, веб-страниц и т.п.); • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами; 3.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; • консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 4. Организация деятельности библиотеки 4.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. 4.2. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.3. Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннею распорядка общеобразовательною учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы; • одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится. 4.4. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействуете с библиотеками других образовательных учреждений, городской библиотекой. 5. Права и обязанности пользователей библиотеки 5.1. Пользователи библиотеки имеют право: 5.1.1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 5.1.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 5.1.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 5.1.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; 5.1.5. продлевать срок пользования документами; 5.1.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; 5.1.7. получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием; 5.1.8. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 5.1.9. пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательною учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения; 5.1.10. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения. 5.2. Пользователи библиотеки обязаны: 5.2.1. соблюдать правила пользования библиотекой; 5.2.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях; 5.2.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; 5.2.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 5.2.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 5.2.6. расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-4 классов); 5.2.7. возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; 5.2.8. заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; 5.2.9. полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работь! в общеобразовательном учреждении. 6. Порядок пользования библиотекой: 6.1. Порядок записи в библиотеку: 6.1.1. запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; 6.1.2. перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно; 6.1.3. документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 6.1.4. читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 6.2. Порядок пользования абонементом: 6.2.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; 6.2.2. максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия - учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней; 6.2.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 6.3. Порядок пользования читальным залом: 6.3.1. документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; 6.3.2. энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 6.4. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: 6.4.1. работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения и в присутствии сотрудника библиотеки; 6.4.2. разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; 6.4.3. пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки; 6.4.4. работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям. 6.5. Порядок пользования медиатекой: 6.5.1. пользователи имеют право получить на дом не более 2-х СД-дисков; 6.5.2. максимальный срок использования: -учебники, учебные пособия до 3-х дней; -научно-популярные, художественные пособия до 10 дней. 6.5.3. пользователи могут продлить срок пользования электронными документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей; 6.5.4. энциклопедии, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре выдаются только для работы в читальном зале.