муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 имени П.И.Глущенко Подписано цифровой подписью: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 имени П.И.Глущенко Дата: 2021.05.03 01:21:44 +03'00' ПОЛОЖЕНИЕ О предпрофильной подготовке обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 17 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру, финансирование предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 17 (далее Школа, образовательная организация), определяет права и обязанности, регламентирует взаимоотношения участников образовательных отношений. 1.2. Настоящее положение разработано на основании: - Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1664 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. N 115 (с изменениями) «Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»; - региональный "Комплекс мер по содействию профессиональному самоопределению и занятости молодежи, включая обучающихся и выпускников образовательных организаций общего и профессионального образования на 2018-2020 годы в Краснодарском крае" 1 1.3 Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. 1.4. Права и обязанности участников образовательных отношений определяются законодательством РФ, Уставом МБОУ ООШ №17 и данным Положением. 2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки 2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношении выбора профилирующего направления своей будущей деятельности. 2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки решаются следующие задачи: - формирование готовности выпускников основной школы ответственно осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам; - формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю; - обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной школы; - расширение возможностей социализации учащихся. 3. Содержание предпрофильной подготовки 3.1. Предпрофильная подготовка обучающихся – комплексная подготовка к жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для него образовательных организаций, оценить свои желания и возможности и на основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение. 3.2. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования, и включает три основных направления: 3.2.1. Информирование обучающихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с организациями профессионального образования, информирование о программах профильного обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда. 3.2.2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности. 3.2.3 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает консультирование обучающихся, мониторинг освоения предпрофильных курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной траектории, организацию рефлексии полученного 2 учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений. 4. Организация предпрофильной подготовки 4.1. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством информационной работы и профильной ориентации, а также курсов по выбору (элективных). Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся 9-го класса из части, формируемой участниками образовательных отношений. 4.2. На организацию предпрофильной подготовки обучающихся отводится 2 часа в неделю из части, формируемой участниками образовательных отношений. 4.3. Предпрофильная подготовка осуществляется в режиме шестидневной учебной недели и включает профориентационные курсы: - элективные курсы - 1 час в неделю (элективные курсы могут иметь различный объем: от 17 до 34 часов); - информационная работа и профильная ориентация - 1 час в неделю. 4.4. Предпрофильное обучение осуществляется в соответствии с учебным планом МБОУ ООШ № 17, который удовлетворяет следующим требованиям: - сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по выбору; - полнота представленных курсов; - преемственность с профильным обучением; - отсутствие перегрузки обучающихся, соответствие плана допустимой учебной нагрузке; - вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в план. 4.5. Набор обучающихся на профориентационные курсы осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения профориентационных курсов. 4.6. Выбор обучающимися профориентационных курсов осуществляется на добровольной основе, с учётом желаний обучающихся. При организации профориентационных курсов, количество обучающихся в группе определяется количеством заявлений. 4.7. Списки обучающихся, посещающих профориентационных курсы, утверждаются распорядительным актом образовательной организации при необходимости корректируются в течение учебного года. 4.8. В течение учебного года обучающийся должен посетить не менее 2-х курсов по выбору. 4.10. Содержание курсов и порядок их проведения определяется Положением об элективных (профориентационных курсах). 4.11.Структура программы профориентационного курса соответствует структуре, отраженной в Положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 17, реализующей программы федерального 3 государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования. 4.12. Оценивание профориентационного курса осуществляется по безотметочной системе. Программа курса считается выполненной, если: а) ученик посетил не менее 80% занятий по этому курсу; б) выполнил какую-либо зачётную работу: проектную, исследовательскую, подготовил реферат и др. 5.Функциональные обязанности работников школы в рамках организации и проведения предпрофильной подготовки 5.1. В функции заместителя директора по учебной работе, контролирующему организацию предпрофильной подготовки в школе, входит: 5.1.1. разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки в школе на основе: - анализа педагогического потенциала школы: её кадровых, методических и материально-технических ресурсов; - изучения образовательных запросов обучающихся и их родителей посредством анкетирования и собеседований; - взаимодействия с другими образовательными организациями муниципальной образовательной сети для реализации образовательных запросов учеников на их базе; 5.1.2. формирование плана и расписания профориентационных курсов и других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные образовательные организации местной сети, проведение профильной ориентации и др.); 5.1.3. сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой: - мониторинг предметных и метапредметных результатов школьников на профориентационных курсах; - анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к выбору профиля; - контроль школьной документации по предпрофильной подготовке; - организация консультирования школьников для определения оптимального выбора профориентационных курсов предпрофильной подготовки и будущего профиля. 5.1.4. анализ результатов государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования; 5.1.5. составление аналитических отчётов по результатам предпрофильной подготовки учеников школы. 5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит: 5.2.1. работа с обучающимися класса: - контроль над посещением курсов по выбору; - профориентационная работа; - участие в совместной работе со школьным психологом и другими 4 специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута. 5.2.2. Работа с родителями включает информирование: - об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети; - о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при прохождении профориентационных курсов; - о результатах исследований и опросов их детей; - контроль ведения протоколов родительских и ученических собраний по вопросу предпрофильной подготовки. 6.3. В функции заместителя директора по воспитательной работе входит: - планирование профориентационной работы; - оказание помощи классным руководителям; - организация участия 9-классников в районных профориентационных мероприятиях; - организация диагностики профессионального выбора обучающихся; - анализ результатов исследований по профессиональной ориентации обучающихся. 6.4. В функциональные обязанности организатора психологического сопровождения обучающихся (педагога – психолога) входит: - планирование системы психологического сопровождения; - осуществление диагностических мероприятий; - анализ результатов диагностики; - консультирование обучающихся и их родителей по проблемам самоопределения. 6. Права и обязанности участников образовательных отношений 6.1 Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, педагогические работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 6.2. Обучающиеся в Школе имеют право на: - выбор профориентационных курсов, предложенных образовательной организацией, согласно своим интересам, склонностям, потребностям; - изменение своего выбора профориентационных курса при получении дополнительной информации до начала его изучения; - условия обучения на профориентационных курсах, гарантирующих охрану и укрепление здоровья; - бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Школы. 6.3. Обучающиеся в Школе обязаны: - посещать профориентационные курсы согласно расписанию; - изучить начатый курс в полном объеме; - соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях профориентационных курсов; - уважать честь и достоинство других участников образовательных отношений. 5 6.4. Педагогические работники Школы имеют право: - свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия; -применяться педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося, технологии учебных проектов и учебного исследования; - на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей; - на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению содержания и технологии преподавания профориентационных курсов. 6.5. Педагогические работники Школы обязаны: - поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого достоинства обучающихся; - соблюдать требования охраны труда во время занятий профориентационных курсов, практикумов, экскурсий; - проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ, инструктаж по охране труда. 6.6. Родители (законные представители) имеют право: - знакомиться с документами, регламентирующими организацию предпрофильной подготовки в школе; - знакомиться с ходом и содержанием образовательной деятельности по предпрофильной подготовке. 6.7. Родители (законные представители) обязаны обеспечить: - посещение обучающимися выбранных элективных курсов: -выполнение обучающимися основной образовательной программы в части образовательных программ по предметам учебного плана, в т.ч. профориентационным курсам. 7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки 7.1.Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся оценивается по уровням сформированности у выпускника основной общей школы информационной, мотивационно-ценностной и практической готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения образования. 7.2.Информационная готовность включает информированность школьников: - о возможных способах получения желаемого профиля образования; - о наличии собственной практической готовности и способности для получения избранного образования; - о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому образованию; - о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования. 7.3.Практическая готовность включает: - владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их индивидуальным возможностям и потребностям; 6 - наличия у выпускников основной общей школы знаний и практических навыков, необходимых для продолжения образования; - сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов наилучшего. 7.4. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника основной общей школы предполагает: - сформированность самооценки, адекватной личным способностям и возможностям получить желаемое образование; - наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей, связанных с дальнейшим способом получения образования. 7.5. Сведения о прохождении предпрофильной подготовки вносятся в Портфолио обучающихся. 8. Документация и отчётность 8.1.Образовательная организация имеет следующие документы по организации предпрофильной подготовки обучающихся: -положение о предпрофильной подготовке; -приказ об открытии предпрофильных классов; -учебный план для 9 класса, реализующего предпрофильную подготовку, утверждённый директором Школы; -авторские или примерные программы, на основе которых разработаны рабочие программы по всем профориетационным курсам, реализующимся в учебном году; -рабочие программы и календарно-тематическое планирование по всем профориентационным курсам, реализующимся в учебном году; -расписание профориентационных курсов; -банк данных учителей, ведущих профориентационные курсы; -план мероприятий на год по реализации предпрофильной подготовки на учебный год; -классный журнал. 8.2.Контроль над ведением документации по организации предпрофильной подготовки осуществляет замдиректора по УР. 7