Положение о предпрофильной подготовке

муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная
школа № 17 имени
П.И.Глущенко

Подписано цифровой подписью:
муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа №
17 имени П.И.Глущенко
Дата: 2021.05.03 01:21:44 +03'00'

ПОЛОЖЕНИЕ О
предпрофильной подготовке обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы № 17
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, содержание, структуру,
финансирование предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы № 17 (далее Школа, образовательная
организация), определяет права и обязанности, регламентирует
взаимоотношения участников образовательных отношений.
1.2. Настоящее положение разработано на основании:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказа министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 № 1664
«О внесении изменений в приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации
от
17.12.2010
«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г.
№ 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897»;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14
февраля 2014 г. N 115 (с изменениями) «Порядок заполнения, учета и выдачи
аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их
дубликатов»;
- региональный "Комплекс мер по содействию профессиональному
самоопределению и занятости молодежи, включая обучающихся и
выпускников образовательных организаций общего и профессионального
образования на 2018-2020 годы в Краснодарском крае"
1

1.3 Положение об организации предпрофильной подготовки утверждается
педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои
изменения и дополнения.
1.4. Права и обязанности участников образовательных отношений
определяются законодательством РФ, Уставом МБОУ ООШ №17 и данным
Положением.
2. Цель и задачи организации предпрофильной подготовки
2.1. Целью организации предпрофильной подготовки является создание
условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в
отношении выбора профилирующего направления своей будущей
деятельности.
2.2. Для достижения поставленной цели в рамках предпрофильной подготовки
решаются следующие задачи:
- формирование готовности выпускников основной школы ответственно
осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и
интересам;
- формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по
избранному профилю;
- обеспечение преемственности между основной и старшей школой, в том
числе в подготовке девятиклассников к освоению программ профильной
школы;
- расширение возможностей социализации учащихся.
3. Содержание предпрофильной подготовки
3.1. Предпрофильная подготовка обучающихся – комплексная подготовка к
жизненно важному выбору дальнейшей образовательной траектории. Каждый
выпускник основной школы должен своевременно получить информацию о
возможных путях продолжения образования, о территориально доступных для
него образовательных организаций, оценить свои желания и возможности и на
основании анализа имеющейся информации принять осознанное решение.
3.2. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической,
психологической, информационной и организационной поддержки учащихся
основной школы, содействующей их самоопределению по завершению
основного общего образования, и включает три основных направления:
3.2.1. Информирование обучающихся о возможностях продолжения
образования или трудоустройства, знакомство с организациями
профессионального образования, информирование о программах профильного
обучения, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда.
3.2.2. Реализация предпрофильных курсов, позволяющая учащемуся
осуществить "пробу сил" в той или иной сфере человеческой деятельности.
3.2.3 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает
консультирование обучающихся, мониторинг освоения предпрофильных
курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором
образовательной траектории, организацию рефлексии полученного
2

учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и
предпочтений.
4. Организация предпрофильной подготовки
4.1. Реализация предпрофильной подготовки осуществляется посредством
информационной работы и профильной ориентации, а также курсов по
выбору (элективных). Элективные учебные курсы предпрофильной
подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся 9-го класса из
части, формируемой участниками образовательных отношений.
4.2. На организацию предпрофильной подготовки обучающихся отводится 2
часа в неделю из части, формируемой участниками образовательных
отношений.
4.3. Предпрофильная подготовка осуществляется в режиме шестидневной
учебной недели и включает профориентационные курсы:
- элективные курсы - 1 час в неделю (элективные курсы могут иметь
различный объем: от 17 до 34 часов);
- информационная работа и профильная ориентация - 1 час в неделю.
4.4. Предпрофильное обучение осуществляется в соответствии с учебным
планом МБОУ ООШ № 17, который удовлетворяет следующим требованиям:
- сбалансированность между предметными и межпредметными курсами по
выбору;
- полнота представленных курсов;
- преемственность с профильным обучением;
- отсутствие перегрузки обучающихся, соответствие плана допустимой
учебной нагрузке;
- вариативность, краткосрочность, модульность курсов, включенных в план.
4.5. Набор обучающихся на профориентационные курсы осуществляется с
помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для
изучения профориентационных курсов.
4.6. Выбор обучающимися профориентационных курсов осуществляется на
добровольной основе, с учётом желаний обучающихся.
При организации профориентационных курсов, количество обучающихся в
группе определяется количеством заявлений.
4.7. Списки обучающихся, посещающих профориентационных курсы,
утверждаются распорядительным актом образовательной организации при
необходимости корректируются в течение учебного года.
4.8. В течение учебного года обучающийся должен посетить не менее 2-х
курсов по выбору.
4.10. Содержание курсов и порядок их проведения определяется Положением
об элективных (профориентационных курсах).
4.11.Структура программы профориентационного курса соответствует
структуре, отраженной в Положении о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ по предметам учебного плана
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы № 17, реализующей программы федерального
3

государственного образовательного стандарта на уровне основного общего
образования.
4.12. Оценивание профориентационного курса осуществляется по
безотметочной системе. Программа курса считается выполненной, если:
а) ученик посетил не менее 80% занятий по этому курсу;
б) выполнил какую-либо зачётную работу: проектную, исследовательскую,
подготовил реферат и др.
5.Функциональные обязанности работников школы в рамках
организации и проведения предпрофильной подготовки
5.1. В функции заместителя директора по учебной работе,
контролирующему организацию предпрофильной подготовки в школе,
входит:
5.1.1. разработка основных направлений и форм предпрофильной подготовки
в школе на основе:
- анализа педагогического потенциала школы: её кадровых, методических и
материально-технических ресурсов;
- изучения образовательных запросов обучающихся и их родителей
посредством анкетирования и собеседований;
- взаимодействия с другими образовательными организациями
муниципальной образовательной сети для реализации образовательных
запросов учеников на их базе;
5.1.2. формирование плана и расписания профориентационных курсов и
других мероприятий предпрофильной подготовки (выход в иные
образовательные организации местной сети, проведение профильной
ориентации и др.);
5.1.3. сопровождение предпрофильной подготовки, осуществляемой школой:
- мониторинг предметных и метапредметных результатов школьников на
профориентационных курсах;
- анализ динамики образовательных запросов учеников и их готовности к
выбору профиля;
- контроль школьной документации по предпрофильной подготовке;
- организация консультирования школьников для определения оптимального
выбора профориентационных курсов предпрофильной подготовки и будущего
профиля.
5.1.4. анализ результатов государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования;
5.1.5. составление аналитических отчётов по результатам предпрофильной
подготовки учеников школы.
5.2. В функции классного руководителя предпрофильного класса входит:
5.2.1. работа с обучающимися класса:
- контроль над посещением курсов по выбору;
- профориентационная работа;
- участие в совместной работе со школьным психологом и другими
4

специалистами по оказанию помощи учащимся в выборе дальнейшего
образовательного маршрута.
5.2.2. Работа с родителями включает информирование:
- об образовательных возможностях муниципальной образовательной сети;
- о развитии интересов и способностей их детей, достижениях и успехах при
прохождении профориентационных курсов;
- о результатах исследований и опросов их детей;
- контроль ведения протоколов родительских и ученических
собраний по вопросу предпрофильной подготовки.
6.3. В функции заместителя директора по воспитательной работе входит:
- планирование профориентационной работы;
- оказание помощи классным руководителям;
- организация участия 9-классников в районных профориентационных
мероприятиях;
- организация диагностики профессионального выбора обучающихся;
- анализ результатов исследований по профессиональной
ориентации обучающихся.
6.4. В функциональные обязанности организатора психологического
сопровождения обучающихся (педагога – психолога) входит:
- планирование системы психологического
сопровождения;
- осуществление диагностических мероприятий;
- анализ результатов диагностики;
- консультирование обучающихся и их родителей по проблемам
самоопределения.
6. Права и обязанности участников образовательных отношений
6.1 Участниками образовательных отношений являются обучающиеся,
педагогические работники Школы, родители (законные представители)
обучающихся.
6.2. Обучающиеся в Школе имеют право на:
- выбор профориентационных курсов, предложенных образовательной
организацией, согласно своим интересам, склонностям, потребностям;
- изменение своего выбора профориентационных курса при получении
дополнительной информации до начала его изучения;
- условия обучения на профориентационных курсах, гарантирующих охрану и
укрепление здоровья;
- бесплатное пользование информационными ресурсами медиатеки Школы.
6.3. Обучающиеся в Школе обязаны:
- посещать профориентационные курсы согласно расписанию;
- изучить начатый курс в полном объеме;
- соблюдать Правила поведения обучающихся на занятиях
профориентационных курсов;
- уважать честь и достоинство других участников образовательных
отношений.
5

6.4. Педагогические работники Школы имеют право:
- свободно выбирать методики обучения и воспитания, учебные пособия;
-применяться педагогические технологии, ориентированные на активную
деятельность обучающегося, технологии учебных проектов и учебного
исследования;
- на стимулирующие надбавки за расширенный круг обязанностей;
- на прохождение курсов профессиональной подготовки по освоению
содержания и технологии преподавания профориентационных курсов.
6.5. Педагогические работники Школы обязаны:
- поддерживать дисциплину на занятиях на основе уважения человеческого
достоинства обучающихся;
- соблюдать требования охраны труда во время занятий профориентационных
курсов, практикумов, экскурсий;
- проводить обучение безопасными методами и приемами выполнения работ,
инструктаж по охране труда.
6.6. Родители (законные представители) имеют право:
- знакомиться с документами, регламентирующими организацию
предпрофильной подготовки в школе;
- знакомиться с ходом и содержанием образовательной деятельности по
предпрофильной подготовке.
6.7. Родители (законные представители) обязаны обеспечить:
- посещение обучающимися выбранных элективных курсов:
-выполнение обучающимися основной образовательной программы в части
образовательных программ по предметам учебного плана, в т.ч.
профориентационным курсам.
7. Оценка результативности реализации предпрофильной подготовки
7.1.Результативность реализации предпрофильной подготовки обучающихся
оценивается по уровням сформированности у выпускника основной общей
школы информационной, мотивационно-ценностной и практической
готовности сделать зрелый выбор дальнейшего способа получения
образования.
7.2.Информационная готовность включает информированность школьников:
- о возможных способах получения желаемого профиля образования;
- о наличии собственной практической готовности и способности для
получения избранного образования;
- о профессиях, которыми можно овладеть, благодаря получаемому
образованию;
- о возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранный
способ образования.
7.3.Практическая готовность включает:
- владение выпускниками школы умением делать выбор профиля образования
из числа доступных для них альтернатив, наиболее соответствующих их
индивидуальным возможностям и потребностям;
6

- наличия у выпускников основной общей школы знаний и практических
навыков, необходимых для продолжения образования;
- сформированность умения делать выбор из имеющихся вариантов
наилучшего.
7.4. Мотивационно-ценностная (психологическая) готовность выпускника
основной общей школы предполагает:
- сформированность самооценки, адекватной личным способностям и
возможностям получить желаемое образование;
- наличие ценностных ориентаций и индивидуально выраженных целей,
связанных с дальнейшим способом получения образования.
7.5. Сведения о прохождении предпрофильной подготовки вносятся в
Портфолио обучающихся.
8. Документация и отчётность
8.1.Образовательная организация имеет следующие документы по
организации предпрофильной подготовки обучающихся:
-положение о предпрофильной подготовке;
-приказ об открытии предпрофильных классов;
-учебный план для 9 класса, реализующего предпрофильную подготовку,
утверждённый директором Школы;
-авторские или примерные программы, на основе которых разработаны
рабочие программы по всем профориетационным курсам, реализующимся в
учебном году;
-рабочие программы и календарно-тематическое планирование по всем
профориентационным курсам, реализующимся в учебном году;
-расписание профориентационных курсов;
-банк данных учителей, ведущих профориентационные курсы;
-план мероприятий на год по реализации предпрофильной подготовки на
учебный год;
-классный журнал.
8.2.Контроль над ведением документации по организации предпрофильной
подготовки осуществляет замдиректора по УР.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».